Chariot (судно)

27.01.2021

Chariot — грузовое судно. Стало известным, когда отразило атаку сомалийских пиратов в Аденском заливе в 2011 году. Кроме этого судно было замешано в международном скандале в 2012 году.

История

С момента создания в 1984 году судно ходило под флагом Дании и вплоть до 22 сентября 1990 года называлось Markland saga. С 23 сентября 1990 года по 30 января 2009 года оно было переименовано в MS Malene, с 31 января по 13 февраля 2009 года называлось Malene. С 14 февраля 2009 года судно было переименовано в Chariot и перешло под флаг Сент-Винсента и Гренадин.

Происшествие в Аденском заливе

В начале марта 2011 года судно Chariot следовало через Аравийское море, где подверглось атаке сомалийских пиратов. В тот момент на судне находилось 6 членов экипажа и охрана: 4 ветерана спецназа различных правоохранительных органов России.

К Chariot в сумерках приблизилось большое неосвещённое грузовое судно, на грузовой палубе которого было два крана. Возможно, это судно было ранее захвачено пиратами и являлось пиратской базой для выхода в открытый океан.

От появившегося судна в сторону Chariot направилась лодка белого цвета. Одновременно с кормы по левому борту с расстояния 150 метров быстро приближалась моторная лодка. Эта лодка была окрашена в «шаровый» цвет, на её борту было шесть пиратов. Охрана Chariot дала предупредительную очередь вверх, с лодки открыли ответный огонь. После того, как охрана Chariot перешла к прицельной стрельбе, пиратское судно прекратило атаку и ушло к грузовому судну.

Рейс в Сирию

9 декабря 2011 года судно вышло из Санкт-Петербурга с грузом боеприпасов и амуниции от «Рособоронэкспорта» в количестве 35-50 тонн. Оператором судна являются Westberg Ltd (Санкт-Петербург), для перевозки груза судно фрахтовал брокер «Балчарт». Планировалось выполнить рейс с заходом в ряд портов Средиземного моря.

По словам эксперта — главного редактора журнала «Морской бюллетень» Михаила Войтенко, корабль к моменту задержания «напетлял по Средиземноморью», побывал в Тартусе (Сирия), Искендеруне (Турция), Сеуту (Испания). 7 января 2012 года судно следовало в сирийский порт Латакия и прибыло в порт кипрского города Лимасол для того, чтобы переждать шторм, капитаном было принято решение осуществить бункеровку.

10 января судно было досмотрено и задержано из-за обстоятельств транспортировки груза: адресатом боеприпасов значилась Сирия, в которую Евросоюз запретил поставки подобных грузов. Этот запрет связан с продолжавшимся на тот момент восстанием в этой стране. МИД Кипра сообщил, что береговая охрана и таможня не смогли идентифицировать груз из-за недостатка места.

11 января капитан Chariot заявил властям Кипра о том, что грузовладельцем предписано изменить маршрут: судно не пойдёт в Сирию, по словам М. Войтенко пунктом назначения стал турецкий Искендерун.. В тот же день судно было отпущено администрацией порта и проследовало в пункт материально-технического обеспечения кораблей ВМФ России, который находится на территории сирийского порта Тартус.

12 января судно Chariot вошло в сирийский порт Тартус, при этом по мнению турецкой стороны с судна были сняты приборы, распространяющие сигналы о местонахождении судна. Оттуда Chariot отправилось в сторону Турции. 13 января агентство Reuter обнародовало информацию об обстоятельствах задержания и дальнейшего рейса судна. 15 января оно приблизилось к порту турецкого города Искендерун и турецкие власти заявили о намерении провести досмотр корабля.

Правительство США через дипломатические каналы в Москве сообщили России о своем беспокойстве, связанном с этим инцидентом. 24 января пресс-секретарь Виктория Нуланд провела брифинг в госдепартаменте США, посвящённый этому событию.

Существует две точки зрения на вопрос поставок вооружения в Сирию:

Россия поступает в соответствии с нормами международного права:

Россия не поддержала резолюции против Сирии. С Сирией у России сегодня нормальные отношения, и сирийское руководство необходимо поддержать в его намерениях провести реформы, в том числе и реформу власти… …По-иному она действовать не должна, она обязана выполнять контрактные договоренности

— президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. Интервью РБК daily 12 января 2012 года

Попытка России доставить боеприпасы сирийскому режиму нарушает международное право:

"В международном праве есть такое понятие, как общепринятые нормы и принципы, которые действуют для всех, вне зависимости от обстоятельств, даже несмотря на то, что Россия проигнорировала резолюцию Совбеза

— руководитель кафедры международного публичного права Дипломатической академии МИД России Александр Ковалев. Интервью РБК daily 12 января 2012 года