Русские поэты-футуристы


Русские поэты-футуристы — писавшие на русском языке поэты Серебряного века, чьё творчество полностью или на определенном этапе было связано с футуризмом. Поэты данного направления провозглашали низвержение форм и условностей искусства ради его сопряжения с прогрессом XX века. Основной поэтической концепцией футуризма была передача ощущений по типу «потока сознания», акценты звуковой и графической составляющих в противовес смыслу — активно использовалась ономатопея и аллитерации; поэты часто обращались к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математическим знакам.

Решающим фактором в отнесении того или иного автора к футуристам являлась поэтика его (её) произведений, однако в некоторых случаях необходимо принимать во внимание и факторы творческой биографии: участие в футуристических издательских проектах и акциях, подписи под футуристическими манифестами; так, в стихах Бенедикта Лившица, одного из важнейших участников футуристических альманахов 1910-х, элементы футуристической поэтики проявляются далеко не всегда, в то время как у Андрея Белого или Сергея Городецкого, никогда не примыкавших к футуризму, такие элементы поэтики вполне можно усмотреть. Некоторые из поэтов писали в русле футуризма весьма краткое время, позже сменив его на другие поэтические направления, либо прославившись в прозе и критике (например, Шкловский и Якобсон).

В список не включаются последователи футуризма, развивавшие его открытия в более позднее время, начиная с конца 1920-х (конструктивисты, ОБЭРИУ) и вплоть до настоящего времени. Список составлен на основе антологии «Поэзия русского футуризма» (2001, составители В. Альфонсов и С. Красицкий).

Группировки

  • «41°» — объединение, основанное в Тифлисе в 1917 году (хотя официально о ней было объявлено только два года спустя) поэтами Алексеем Кручёных, Ильей Зданевичем, братом последнего художником Кириллом Зданевичем и театральным деятелем Игорем Терентьевым.
  • Кубофутуризм («Гилея») — течение в русском искусстве 1910-х годов, охватившее главным образом литературу и живопись. Термин связан с тем, что поэты-футуристы выступали в тесном контакте с художниками-кубистами. Кубофутуристы-художники активно сотрудничали с поэтами-футуристами из группы «Гилея».
  • «Мезонин поэзии» — группа, созданная в 1913 году московскими эгофутуристами под началом Вадима Шершеневича. Объединение появилось в качестве литературного противовеса «Гилее» с целью превзойти её успех. «Мезонин» испытывал сильное влияние итальянского футуризма, поклонником которого являлся Шершеневич.
  • «Творчество» — дальневосточная группа, сложившаяся благодаря влиянию поэтов Асеева и Третьякова; группа была объединена вокруг одноимённого журнала, ставшего их «центральным органом».
  • «Центрифуга» и «Лирень» — «Центрифуга» сложилась в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее ассоциировавшихся с издательством «Лирика». Основной инновацией объединения был акцент в произведениях на интонационно-ритмические и синтаксические структуры в большей степени, чем на сами слова.
  • «Бескровное убийство» — литературно-художественная группа, сложившаяся в 1914 году вокруг Михаила Ле-Дантю и Ольги Лешковой и издававшая в 1915—1916 годах рукописный гектографированный журнал «Бескровное убийство». Деятельность группы, носившая анархично-карнавальный характер, предвосхитила абсурдистскую линию будущих обэриутов.
  • Эгофутуризм («Академия Эгопоэзии», «Интуитивная школа», «Интуитивная Ассоциация Эго-футуризм (группа „Петербургского Глашатая“)» — направление, сложившееся вокруг Игоря Северянина. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие.

Список авторов