Храм Конфуция (Цюйфу)


Храм Конфуция в Цюйфу, или Цюйфу-Кунмяо (кит. 孔庙), — старейший и крупнейший из посвящённых Конфуцию храмов. Расположен в родном городе философа, — Цюйфу, в китайской провинции Шаньдун. Основан в 478 году до н. э.

Первоначально храм был устроен в доме, в котором Конфуций жил, поблизости с домом его сыновей и внуков и неподалёку от места, где он был похоронен. Составляя с домом потомков и могилой своеобразное единство, храм хорошо известен также под объединяющим их названием — «Цюйфу сань Кун» (曲阜三孔, «Три [святыни Учителя] Куна в Цюйфу»).

С распространением учения Конфуция, и особенно со времени, когда конфуцианство было объявлено государственной идеологией, поминальный храм Конфуция в Цюйфу постепенно становился святыней общенационального значения, местом сакральных конфуцианских церемоний, проводившихся на всё более высоком уровне, а в XIV—XX веках — на высочайшем.

В декабре 1994 года «Цюйфу сань Кун» были признаны объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

В 478 году до нашей эры, на следующий год после смерти Конфуция, правитель княжества Лу, князь Ай-гун Цзян, освятил бывший дом философа в Цюйфу как храм. В простой трёхкомнатной хижине учёного был устроен алтарь для вознесения традиционных жертв предку, служить за которым могли только прямые его потомки по старшей линии. Эта особенность поминального храма Конфуция в Цюйфу сохранялась на протяжении всей его длинной истории. Близость храма к могиле философа, непосредственная связь алтаря с его потомками делали храм исключительным в глазах его последователей. Цюйфу, как место паломничества становился всё популярнее. При храме непрерывно изучалось наследие Конфуция, оттачивалась его философия, формировались литературные и ритуальные каноны учения, хранились его вещи.

В 195 году до нашей эры первый правитель из династии Хань, император Гао, принёс на могиле Конфуция так называемую «великую жертву» («тай-лао» — жертва одновременно козы, быка и борова, приносимая духам предков раз в год), при этом старший из потомков Конфуция ему ассистировал. Император, таким образом, признал философа своим «духовным предком», а себя — его «сыном», и показал пример для подражания императорам и высокопоставленным чиновникам в будущем. С этого времени ранг Конфуция последовательно повышался, вплоть до высшего ранга «ди» — ранга божественных императоров-основателей, поклонение которым носило самый торжественный и величественный характер. Соответственно усложнялись церемонии и ритуалы, проводимые в храме Конфуция в Цюйфу. Храм богател и разрастался, становясь средоточием культа, его главным алтарём. Здесь появились также храмы жены Конфуция, его родителей, трёх его высших праотцов, сопочитались его выдающиеся ученики. Количество торжественных церемоний в храме возросло до 196.

Императоры почти всех послеханьских династий неизменно уделяли храму в Цюйфу своё внимание — издавали указы, регламентирующие ритуалы и церемонии в храме, заботились о его благоустройстве, даровали привилегии или ценное имущество. В важных случаях, таких как интронизация или победа в войне, императоры посещали храм в Цюйфу лично. В общей сложности 11 императоров сделали это 19 раз. Часто, не имея возможности прибыть лично, императоры отправляли на поклон к алтарю в Цюйфу вместо себя своих «заместителей», — около сотни императоров пользовались такими 196 раз.

За почти две с половиной тысячи лет храм неоднократно отстраивался и перестраивался, разрушался и восстанавливался. Первоначальный трёхкомнатный дом Конфуция был перенесён из храма к востоку от основного алтаря во время перестройки, предпринятой в 611 году. В 1012 и 1094 годах, во времена династии Сун, храм был расширен и разгорожен на четыре внутренних двора, вокруг которых в итоге было достроено более 400 помещений. Огонь и война разрушили храм в 1214 году, во времена династии Цзинь. Он был восстановлен в прежнем виде к 1302 году, во времена династии Юань. Вскоре после этого, в 1331 году, храм был обнесён каменной оградой и по образцу Императорского дворца её стены были выкрашены в цвет сургучной печати, — цвет императорских зданий. Был дарован и ряд других императорских регалий. Если раньше используемые атрибуты (танцоры, инструменты, материалы, изображения, одеяния, цвета) указывали на почитание члена императорской фамилии, то с этого времени использовались атрибуты почитания высшего божества.

После очередного опустошения в результате пожара в 1499 году храм был в очередной раз реконструирован и заново отстроен, получив свой окончательный вид. Именно в это время храмовый комплекс в Цюйфу приобрёл подчёркнутое архитектурное и стилевое сходство с резиденцией императора в Пекине, став вторым по значению и по величине культовым комплексом империи.

В 1724 году ещё один пожар в значительной степени повредил главное святилище и содержащиеся в нём скульптуры. Последующая реставрация была завершена в 1730 году. После чего, по выражению источника, «культ Конфуция достиг пика авторитета и популярности. Посвященные ему храмы [построенные по образцу храма Конфуция в Цюйфу] в обязательном порядке имелись в любом административном (уездном, губернском, провинциальном) центре страны» и «были окончательно регламентированы правила литургии, вылившиеся в относительно самостоятельную ритуальную систему».

В 1928 году все церемонии, посвящённые Конфуцию были отменены. В 1966, во время Культурной революции, 200 добровольцев несколько дней оскверняли храм и кладбище. В 1982 храм был восстановлен, а в 1986 возобновлена и ежегодная церемония. Всего в храме было проведено 15 перестроек, 31 капитальный ремонт и многочисленные мелкие строительные работы.

В декабре 1994 храм получил статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.