Этнонимы чеченцев


Этнонимы чеченцев — совокупность известных современному кавказоведению этнонимов чеченского народа, включающих самоназвания (эндоэтнонимы) и используемые другими этносами названия (экзоэтнонимы), употреблявшиеся/употребляемые на протяжении существования на Северном Кавказе чеченцев, а также основных нахских племён и этногрупп, ставших компонентами в этногенезе чеченского народа.

Этнонимы чеченцев неразрывно связаны с наименованиями некоторых нахских этно-территориальных групп. Ряд таких наименований в историческом контексте имеют отношение к этнонимам чеченцев, как к некоторым составляющим (субэтносам) современного чеченского народа.

Эндоэтноним

В литературном чеченском языке самоназвание чеченцев во множественном числе — нохчий (чеч. нохчий [nwoxt͡ʃʰi:]) — «чеченцы», в единственном числе — нохчо (чеч. нохчо [nwoxt͡ʃʰʊ̯o:]) или, иногда, — нохчи (чеч. нохчи) — «чеченец», «чеченка». Несмотря на то, что чеченский народ, в современном его понимании, сформировался только в XVI—XVIII веках, основа его — восточно-нахские этногруппы, и в частности, ядро этнической консолидации — общность нохчий, имеют древнейшую на Кавказе историю.

Гипотезы возникновения

Гипотеза 1. Предками чеченцев являлись многочисленные нахские племена, многие из которых имели свою собственную этно-племенную идентичность. Вплоть до нового времени у них не было чёткого национального самосознания — нахские этно-территориальные группы не считали себя единым народом и не имели общего эндоэтнонима. В документах соседних народов названия нахских племён прослеживаются со средневековья, а формирование самих племён относится, по-видимому, к ещё более древнему периоду — античности. Предки именно чеченской этноязыковой общности, вероятно, начали формирование в XII—XIII веках в центральной части Северного Кавказа (предполагают исторические области Нохчий-Мохк или Нашха). Возможно, из нахской среды сформировалось будущее ядро объединения чеченцев — этногруппа нахче/нахчой. Не исключено, что это древнее племя доминировало над соседними восточно-нахскими этногруппами и, на каком-то этапе, нахче/нахчойцы распространили на окружающих своё племенное название. Однако, имя нохчий, как этноним собственно всех чеченцев, распространилось гораздо позднее, вероятно, только с XVIII—XIX веков (зафиксированные свидетельства широкого использования — только с начала XIX века).

Гипотеза 2. Предками чеченцев являлись многочисленные нахские племена, которые обладали общей идентичностью и имели общее самоназвание, восходящие к слову нах (чеч. нах) — в нахских языках «люди», «народ». Сторонников гипотезы общего эндоэтнонима для всех нахских этно-территориальных групп достаточно много, в основном, среди чеченских учёных. Также имеются утверждения, распространяющие единый эндоэтноним и на современные нахские этногруппы и субэтносы чеченцев, например, в работе советского исследователя чеченского языка А. Г. Мациева отмечается, «что все чеченцы, в том числе аккинцы, кистинцы и чеберлоевцы, называют себя нохчоу/нахчо».

Первые упоминания

До XIX века упоминание эндоэтнонима нохчий достоверно зафиксировано только один раз — в грузинском источнике начала XIV века (в форме народ нохче), также в кавказоведении существует неподтверждённая гипотеза и о более раннем единичном свидетельстве — в «Армянской географии» VII века. Значительно чаще, чем упоминания отдельного названия для чеченцев, в источниках соседних народов, в частности в арабских сочинениях и грузинских летописях, использовались собирательные этнонимы для всех нахских племён — дурзуки/дурдзуки и, хронологически следующий термин, — кисты/кистины (первое упоминание дурдзуков у Ибн аль-Факиха в IX веке, но, следует понимать, что в сочинении описываются события VI века).

Грузинский источник XIV век. Исторический документ опубликован в 1897 году грузинским историком и филологом М. Г. Джанашвили. Представляет из себя приписку в Евангелии, где среди прочих этнонимов упоминается народ нохче, в числе христианской паствы патриарха Евфимия/Эквтиме III (католикос-патриарх Грузии в 1310—1325 гг.). Этническая номенклатура источника и политическая ситуация того периода, позволяют современным исследователям отнести народ нохче к нахским этнонимам:

«Армянская география» VII век. Памятник географии древней Армении, в основе которого лежит «Руководство по географии» Птолемея (I—II вв.) с изменениями в разделе касающемся Кавказа, которые добавил не установленный армянский автор (вероятно, Анания Ширакаци). В тексте упомянуты вместо яксаматов Птолемея некое племя нахчаматьян(к). Большинство учёных-кавказоведов, начиная с армениста 2-й половины XIX века К. П. Патканова, сопоставляют этот этноним со средневековыми предками современных чеченцев. Однако, на сегодня существует критика этой гипотезы — в работе 1973 года свои сомнения высказала советский этнограф-кавказовед Н. Г. Волкова. Согласно ей, временем возникновения этнонима нохчий предполагается период не ранее XII—XIII веков, из чего следует, что связь нахчаматьян с именем нохчий не возможна, а если и допустима, то только в случае более поздней вставки этнонима нахчаматьяне в текст «Армянской географии». Кроме того, согласно исследовательнице, существует ещё ряд несоответствий в тексте «Армянской географии», не позволяющих сопоставить нахчаматьян с нохчий (см. Нахчаматьяне § Критика гипотезы).

Возникновение и эволюция этнонимов

В XIX веке

С начала XIX века российские исследователи начинают фиксировать эндоэтноним охватывающий всех чеченцев — нохчи/нохчо. Также в различных источниках собирательным названием продолжают выступать экзоэтнонимы из русского языка — чеченцы, из кумыкского — мичиковцы и из грузинского — кистины. Два последних названия распространялись на всех чеченцев (а, иногда, и всех нахов), от этнонимов локальных этно-территориальных групп — мичиковцев и кистин. Также исследователи продолжают отмечать старые и фиксировать новые этнонимы прочих локальных этногрупп сформировавших чеченский народ — ичкеринцы, качкалыковцы, пешхойцы, чеберлоевцы/чарбилоевцы, шатоевцы, шароевцы, шубуты/шубузы и другие.

Экзоэтнонимы

В современных языках

Большинство приведённых в таблицы экзоэтнонимов указаны согласно учёному-кавказоведу Н. Г. Волковой («Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», 1973 год), другие наименования снабжены примечаниями с источниками по ним.